
Психологические проблемы детей
Детский возраст- это возраст наиболее интенсивного развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферы человека. Те личностные и поведенческие особенности, которые формируются в детстве зачастую сопровождают человека всю его жизнь.
Детский возраст насыщен яркими эмоциональными воспоминаниями как позитивного, так и негативного характера. Наиболее распространенными детскими проблемами являются разнообразные страхи, проблемы с речью, энурез. Все это не только сопровождается страданиями малыша, усложняет жизнь родителям, но и тормозит дальнейшее психическое развитие ребенка, усложняет его социальную адаптацию.
С каким сложностями часто обращаются? К примеру, сложности вхождения в мир за пределами семьи — в детский садик, в школу: ребенок отказывается ходить, идет со слезами, начинает болеть, отказывается учиться, постигать буквы, цифры, хотя все вокруг говорят, что «при желании» он многое бы смог. Все дается ребенку с неимоверным трудом, иногда эти сложности превращаются в ад для всей семьи. Это могут быть какие-то яркие телесные симптомы, ребенок как будто бы становится маленьким, он вновь пачкает штанишки, не спит в своей кроватке, всякий раз прибегая в родительскую спальню со слезами на глазах. Может появиться нечто, что может тревожить окружающих ребенка, — тики, странные конвульсии тела, подергивания, ночной плач. Это могут быть фобии, которые также иногда делают жизнь ребенка и всей семьи невыносимой, либо какие-то другие особенности, на которые обращают внимание окружающие. Ребенок может отказываться говорить, у родителей складывается ощущение отсутствия любого взаимодействия, либо перестает следовать запретам, — «он не слышит», именно такая фраза часто сопровождает жалобы родителей. Иногда приходят родители с детьми уже отчаявшиеся, с поставленными детям диагнозами, к примеру, аутизм. Все это крайне разные истории, и нет двух «одинаковых» симптомов или диагнозов, каждый из них завязывается в своей логике, неповторимой истории и требует особенных подходов, изобретений, находок в процессе психоанализа. (С чем обращаются к детскому психоаналитику)
В рубрике Детские случаи вы можете прочитать случаи из психоаналитической практики, работы с детьми. По причинам конфиденциальности я публикую ранее опубликованные случаи других специалистов. Возможно они помогут вам понять с какими симптомами можно справиться и как психоаналитик может помочь.
Симптом ребенка — почти всегда следствие какого-то вопроса, который затрагивает серьезнейшие основания его формирования, его истории, загадок и тайны его появления на свет, способа его включения в желание родителей. Симптом исчезнет, когда у ребенка появится выбор, иные возможности взаимодействовать. А пока это его единственный нйденый им самим способ создать связывающие узы с близкими. В этом смысле, разговор с родителями, предваряющий анализ, и во время анализа — это не просто сбор анамнеза, это попытка понять «в какой именно «купели символического» ребенок находится.
К сожалению, сегодняшний подход нацелен на выявление ранних детских расстройств и передачи их решения фармакологической индустрии, которая, быть может, успешно гасит симптом, но не решает психическую проблему. Ребенок помещен сегодня с самых первых лет жизни в оценочную шкалу со всевозможными критериями поведенчиского и психологического развития. «Сегодня, нужно уметь читать до того, как ты умеешь общаться и выражать себя!» Эти слова Дольто, произнесенные полвека назад, увы, стали еще более актуальными.
Основные загадки, над которыми ребенок бьется — это вопросы жизни, рождения, смерти, любви, сексуальности, различия полов. Только в отличие от философа, задумывающегося над этими же вопросами, который может раздумывать, неспешно прогуливаясь по саду Академии, у ребенка иногда нет выбора, и ответ или невозможность ответа на эти вопросы будет означать остановку психического развития. Вновь с этими вопросами сталкивается подросток, но теперь он должен найти свои, новые ответы и родители должны помочь ему в этих поисках, а также в поисках себя, отдельного от них.
В современном обществе нарастает все большая изоляция семьи и детей по отношению к остальной части общества, а также по отношению к друг другу. Если же отец или мать не могут по каким то причинам исполнять свои родительские функции, сейчас приводит к неразрешимым трудностям, которые испытывает ребенок. Появление гаджетов, постоянно присутствующих экранов создает усложняющее условие для формирование психики детей. И дело не столь в самих гаджетах, а в том, что эти устройства очень явственно меняют отношение ребенка с другими, в силу того, что они подменяет собой отношения. Пространство кабинета психоаналитика может оказаться тем местом, где у ребенка появляется шанс сформулировать вопрос и найти ответ, вместо симптома.
Звоните! Мы обязательно вместе найдем решение. +38-044-388-09-33